Общие Правила форума:
"Удерживайтесь от всякого рода зла." (1Фесс.5:22) и постарайтесь
"... не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы". (Деян.15:29)

Третье рассуждение нищего духом мирянина, часть 0

Догматы и их толкования
Ответить
Аватара пользователя
Jakob
Администратор
Сообщения: 1310
Зарегистрирован: 23 апр 2008, 13:49
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Третье рассуждение нищего духом мирянина, часть 0

Сообщение Jakob » 18 сен 2013, 15:57

Третье рассуждение нищего духом мирянина
Часть 0


Вместо эпиграфа:

«Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!»
А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила»


Во втором рассуждении мы распутались в «трех соснах»: тело, душа и дух, и увидели за ними дремучий лес других составляющих человека. Это и сердце, и ум, и личность, и психика, и сознание, и самосознание, и т. д. и т. п.
Поэтому целесообразно разобраться с основными терминами и определениями, чтобы не заблудиться в этом лесу.

Единый Бог не ограничен ни временем, ни пространством. Он неограничен и вне времени и пространства. Он нематериален. Он — дух. (Иоан.4:24) Причем Единый Бог — Бог Всемогущий, Всесильный, Всеведущий и Вездесущий, Творец всего видимого и невидимого.
Вездесущий не в смысле, что Он вот здесь, а потом — там или в любом другом месте. Бог Вездесущий, потому что Он всегда и везде.

Подробнее о Боге, Сыне и Святом Духе см. в Символе Веры и в Догматах православного богословия.

Все, что Бог сотворил, ограничено. Ограничено пространством, временем, качествами и т. п. О твари (сотворенной сущности) можно сказать, что она появилась тогда-то, а о Боге этого сказать нельзя — Он есть всегда. Каждая тварь имеет какие-то свойства и сотворена для решения определенных для нее Богом задач.

У Единого Бога нет внешнего по отношению к Нему, потому что он — безграничен. Если кто-то говорит, что это бог, а рядом с богом - не бог, то Богом является Тот, Кто вмещает в себя их обоих.

У твари есть внутреннее и внешнее. Граница между внутренним и внешним называется оболочкой. Внутреннее содержание твари называется плотью, а вместе с оболочкой — телом. Плоть может быть тонкой и плотной, например, плоть из света, плоть из мяса. Оболочка может быть вещественной и невещественной.

Вещественная оболочка называется упаковкой для неживых предметов и кожей — для некоторых живых.

Невещественная оболочка может быть материальной, но состоять из поля. Например, магнитная бутылка для плазмы. А может быть нематериальной, например, составляющие мироздания, промысленные Богом, еще до их сотворения.
Степень материальности может быть разной, от почти абстрактного, маломатериального пространства через поля (свет) до грубого вещества из атомов и молекул.

Различия между душой и духом мы разберем, когда будем говорить о их сотворении. И то, и другое — духи. А что такое дух?

«Дух
Дух, философское понятие, означающее невещественное начало, в отличиеот материального, природного начала. Вопрос о соотношении Д. и материи есть основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от которой выступает Д., является материализмом; по словам Ф. Энгельса, дух есть "высший цвет" материи (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 363). Признание первоначалом мира Д. является идеализмом, спиритуализмом. Идея Д., играющая центральную роль в идеалистических учениях, выступает как понятие (панлогизм), как субстанция (пантеизм), как личность (теизм, персоналистические концепции). В рационалистических философских системах Д. по существу отождествляется с мышлением, сознанием, в иррационализме в качестве моментов, определяющих сущность Д., рассматриваются его немыслительные аспекты — воля, чувство, воображение, интуиция и т.д.
Первоначально в Древней Греции понятие Д. (нус, логос, пневма и др.) мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. Так, пневма означает "ветер" (у Фалеса, Эмпедокла), "воздух" (у Анаксимена и др.) и т.п. У Платона и Аристотеля нус (ум) становится важнейшим понятием — он является перводвигателем космоса и формообразующим началом, изливающим свои энергии в тёмную и бесформенную материю. Систематическую разработку понятие Д. получило в неоплатонизме, в частности у Плотина. В отличие от космологической, интеллектуалистической, безличностной трактовки Д. в античности, библейско-христианская традиция представляет Д. как прежде всего личностный абсолют и личную волю (бога), сотворившую из ничего мир и человека. В философии нового времени получает развитие рационалистическое понимание Д. как прежде всего разума, мышления (французский философ Р. Декарт, нидерландский философ Б. Спиноза, французские материалисты 18 в.). Интеллектуалистическую сторону Д. особенно разрабатывала немецкая классическая философия. Ф. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент абсолютного Д.; Г. Гегель построил философию мирового Д., выражающего себя как система развивающихся логических категорий. В русле толкований Д. как целостности (романтизм) и иррационалистических трактовок Д. (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) развиваются интуитивистские (А. Бергсон, Н. Лосский) и экзистенциалистские интерпретации. Так, в экзистенциализме Д. противостоит разуму как ложному, убивающему личность началу; Д. — это прежде всего исходящая из подлинной экзистенции воля. Позитивистское течение мысли (неопозитивизм) вообще ликвидирует проблему Д. как метафизическую, т. е. стоящую вне сферы научного исследования.
В марксистской философии понятие Д. употребляется обычно как синоним сознания.»
БСЭ. — 1969—1978


«ДУХ
[греч. πνεῦμα], 1) Дух Божий - см. статьи Бог, Святой Дух; 2) дух человеческий; 3) дух, духи [δαίμων, πνεῦμα ἀκάθαρτον ώ ΰὦ], бесплотные силы невидимого мира - см. статьи Ангелология, Бес, Бесоодержимость, Демонология.» Православная энциклопедия, Т.16, с.359


В отличие от атеистов, православные отцы сутью духа как такового особенно не интересуются. Исключение — Дух Святой.
Поищем еще:
Православная энциклопедия (pravenc.ru) при поиске выдает 63 цитаты со словом «бесплотный», из них одна — для души. Остальные в основном относятся к бесплотным силам — светлым и темным ангелам, и к стремлению святых к бесплотной жизни.
Называя ангелов бесплотными, отцы вынуждены приурочивать их сотворение к сотворению первого неба. По-моему, у ангелов световая, яркая или темная, "неплотная" плоть.

Я называю духом (с маленькой буквы) невещественное, материальное или нематериальное, ограниченное оболочкой осознающее себя (личность) существо, имеющее волю, желания, силы взаимодействия с другими духами и стихиями и могущество ими пользоваться, знания и могущество ими пользоваться.

В зависимости от сил, знаний и могущества духи могут объединяться в иерархии.

Стихии, которых по Василию Великому четыре, обладают каждая своим свойством: земля - сухостью, вода - холодом, воздух - влажностью, огонь — теплом. Стихии непрерывно взаимодействуют между собой. Упоминается еще и эфир, но не как стихия мира. Стихии имеют своего духа - управителя соответствующих сил мира. Например, дух воздуха управляет ветром.

Божий (Святой) Дух исходит от Бога, является духом нематериальным и неограниченным во всем.

В духовном мире (мирах) подобное притягивается, одинаковое сливается в одно, различное отталкивается, а противоположности находятся на максимально возможном духовном расстоянии.

Пояснения других терминов и определений будут даны в следующих рассуждениях.

Для симметрии с эпиграфом приведу такую цитату:

«В слав. мифологии встречаются имена, приписываемые различным сказочным персонажам: леший, водяной, домовой и др. Эти существа не всегда являются плодом фольклорных представлений или народных суеверий. Нередко они отражают реальность духовного мира, в к-ром существуют не только добрые ангелы, хранители человека и его жилища (см. ст. Ангелология), но и злые, стремящиеся завладеть к.-л. местом в окружающем мире, чтобы оттуда вести невидимую войну. Изменение имени злых существ, напр. с рус. «домовой» на нем. «полтергейст» (Poltergeist, букв.- шумящий, кричащий, суматошный дух), существа дела не меняет и не делает из домового, к-рый является бесом, вселившимся не в самого человека, а в его жилище, представителя внеземной цивилизации или явление природы, пока еще не раскрытое наукой. Кажущиеся безобидными имена (напр., барабашка, бесенок), к-рыми по легкомыслию называют иногда злого духа, лишь на руку самим темным силам; они усыпляют бдительность человека перед лицом опасности, исходящей от врага человеческого рода.» Православная энциклопедия, Т.14, с.382

Продолжение рассуждений
Молитвы школы
Будьте здоровы и сорадуйтесь истине!

Ответить

Вернуться в «Догматы православной церкви»